Космическая Одиссея 2001 года

2001: A Space Odyssey — Стэнли Кубрик, 1968 год, США, Великобритания
  • «Самим фактом своего появления, самим объективным своим содержанием фильм Кубрика показывает, что даже в своем максимальном развитии на основе далеко продвинувшейся науки буржуазная цивилизация остается в пределах того частнособственнического свинства, которое проклинают, не умея до конца понять его прирору, наиболее честные художники буржуазного мира»

    Александр Карагановсоветский кинокритик, журнал «Искусство кино», №5 за 1970 г.
  • «Если вы поймете фильм, значит, мы потерпели неудачу. Мы хотели задавать вопросы, а не отвечать на них»

    Артур Кларкавтор сценария
  • «Показывая великие технические достижения будущего, Кубрик в то же время рисует людей этой эпохи мелкими и тривиальными, руководствующимися лишь корыстными соображениями. Создавая из робота свое собственное подобие, они сделали его тоже мелким и тривиальным. И, в конце концов, Хэл поднимается против них и саботирует полет на Юпитер, руководствуясь чисто человеческим желанием поступить назло окружающим его людям» 

    Нина Xи6бинанглийский кинокритик, газета «Morning Star», июнь 1968 г.
  • «Вы можете размышлять об аллегорическом или философском значении Космической одиссеи столько, сколько вам угодно»

    Стэнли Кубрикрежиссер фильма в интервью журналу «Плейбой», 1968 г.
  • «Для того, чтобы следующий фильм о Космосе был лучше, чем Космическая одиссея его надо будет снимать в космосе»

    Артур Кларкавтор сценария
  • «Кто-нибудь может мне объяснить, что я, собственно, видел?»

    Рок Хадсонамериканский киноактер, сразу после премьеры «Космической Одиссеи», 4 апреля 1968 г.
  • «Фильм настолько поглощен собственными проблемами, обыгрыванием цвета и пространства, фанатической приверженностью к научно-фантастическойдетализации, что производит впечатление среднее между гипнозом и бесконечной скукой» 

    Рената Адлерамериканский кинокритик, газета «Нью-Йорк таймс», 4 апреля 1968 г.
  • «Попытка режиссера показать, как скучен межпланетный полет, обернулась тоской зеленой для зрителя»

    Джозеф Моргенстернамериканский кинокритик, журнал «Newsweek», 15 апреля 1968 г.
  • «[Кубрик с Кларком проигнорировали] такие банальные элементы, как характер и конфликт»

    Журнал Time19 апреля 1968 г.
  • «Непонятно, почему понадобилось несколько миллионов лет, чтобы человек научился понимать, что он не более чем эмбрион перед таинствами космоса, и почему тогда внешние силы, хотя и доброжелательные, не пытались в первую очередь научить его чему-то»

    «Sight and Sound»английский киножурнал, выпуск «Summer», 1968 г.
  • «Можно утверждать, что Космическая одиссея является первым примером космической кинематографической поэзии. Поэтому желание судить её, ссылаясь на привычные каноны драматического построения, является ересью»

    Бертран Таверньефранцузский кинорежиссер, газета «Les Lettres françaises», 21 августа 1968 г.
  • «Это фильм о людях, об их мужестве и могуществе»

    «Комсомольская правда»советская газета, 8 декабря 1968 г.
  • «Очень важен в фильме тот вопросительный знак, которым он заканчивается. Этим и объясняется растерянность публики: несмотря на свою зрелищность, это не кассовый фильм, потому что он не инфантилен, не примитивно конъюнктурен, как большинство фильмов такого рода. Это фильм, раскрывающий новые аспекты неизведанных областей в отнюдь не убаюкивающей, успокаивающей форме»

    Марсель Мартенфранцузский кинокритик, журнал «Cinéma 68», № 131, 1968 г.
  • «[Космическая Одиссея] наверняка [мне] понравится [Я] увижу обязательно [этот фильм]  когда и если появится его сокращенный вариант. Я не смотрю фильмов, которые удерживают меня в кресле кинозала на срок более двух часов» 

    Орсон Уэллсамериканский кинорежиссер, 1969 г. (предположительно)
  • «Самим фактом своего появления, самим объективным своим содержанием фильм Кубрика показывает, что даже в своем максимальном развитии на основе далеко продвинувшейся науки буржуазная цивилизация остается в пределах того частнособственнического свинства, которое проклинают, не умея до конца понять его природу, наиболее честные художники буржуазного мира»

    Александр Карагановсоветский кинокритик, журнал «Искусство кино», №5 за 1970 г.
  • «Я совершенно не люблю 2001. Визуально и технически это очень хорошо, но я совершенно не согласен с Кубриком. Я совершенно не понимаю, что он хочет сказать этой техникой. Я думаю, что он и сам запутался»

    Микеланджело Антониониитальянский кинорежиссер, 1970 г.
  • «Почему-то во всех научно-фантастических фильмах, которые мне приходилось видеть, авторы заставляют зрителя рассматривать детали материальной структуры будущего. Более того, иногда они (как С. Кубрик) называют свои фильмы предвидениями» 

    Андрей Тарковскийсоветский кинорежиссер, 1970 г.
  • «Такие фильмы (Космическая ОдиссеяНаправление  ЛунаЗатерянные в космосе) с их подчеркиванием мужского и концентрацией на механике космических полетов предлагают образ мужчины, восхищенного своими половыми органами» 

    Маргарит Тараанглийский кинокритик, журнал «Films and Filming», № 1 за 1971 г.
  • «Кларк должен был писать сценарий самостоятельно, не позволяя Кубрику залезать в него своими лапами. Вероятно, и с технической, и с визуальной точек зрения это один из самых убийственно скучных фильмов, который когда-либо выходили на экран У фильма застывший вид: нас хоть как-тотрогает смерть одного из астронавтов? Нам до этого нет дела. Примораживающее прикосновение Антониони, чей призрак посетил Кубрика, превратило все здесь в лед»

    Рэй Бредбериамериканский писатель-фантаст в интервью журналу «Psychology Today»
  • «Кларк и Кубрик показывают, к чему может привести ошибка программы, причем ошибка, вызванная неверным политическим решением руководства американской экспедиции»

    Юрий Ханютинсоветский кинокритик, 1977 г.
  • «У меня такое чувство, что теперь я побывал в космосе дважды»

    Алексей Леоновсоветский космонавт, после просмотра «Космической Одиссеи», 1984 г.
  • «В научно-фантастических фильмах речь идет вовсе не о будущем, а о том времени, когда они сделаны. Единственно, что отличается,  костюмы. Среди редких исключений  Космическая одиссея 2001 года Это единственный известный мне великий научно-фантастический фильм. Он явился для меня сильнейшим источником вдохновения»

    Вим Вендерснемецкий кинорежиссер, журнал «Кайе дю синема», май 1991 г.
  • «В основе своей, 2001  фильм об ужасе: о спокойном, ледяном ужасе, природа которого неразрывно связана с существованием человека во вселенной. Это физический и метафизический страх человека, затерявшегося в бесконечном пространстве» 

    Жак Лурселльфранцузский кинокритик, 1992 г.
  • «Непревзойденная красота бесконечности, сталкивающейся с микроскопическим» 

    Бернардо Бертолуччиитальянский кинорежиссер, 30 декабря 1999 г.
  • [«Космическая Одиссея» стала] Большим Взрывом, вдохновившим наше поколение на космическую гонку» 

    Стивен Спилбергамериканский кинорежиссер, 1999 г.
  • «Космическая одиссея» Кубрика пробила дорогу кинофантастике и при этом осталась от нее в стороне Из «Одиссеи» взяли все, что можно, кроме, может быть, самого основного. В фантастике 80-90-х годов на первое место вышли космические монстры, твари, киборги и прочие «чужие». В «Одиссее» же главным был человек»

    Леонид Карасевроссийский философ, журнал «Искусство кино», №11 за 1999 г.
  • «Возможно, Космическая одиссея  фильм неисчерпаемый, способный бесконечно плодить интерпретации. Но от многих других своих собратьев он отличается тем, что здесь есть, что интерпретировать» 

    Михаил Трофименковроссийский кинокритик, журнал Art Electronics №1 за 2001 г.
  • «Будучи физиком, я часто наблюдаю, как мои коллеги ведут себя при столкновении с новой теоретической концепцией или результатом нового эксперимента, пытаясь понять их смысл. И я сразу же вспоминаю человекообразных обезьян Кубрика, затаившихся перед черным монолитом, сначала неуверенно приближающихся к нему, чтобы потрогать  и тут же отскочить обратно, а затем делающих новые и новые попытки» 

    Джон Креймерамериканский физик (о том, почему не сбылись предсказания «Космической одиссеи»), журнал «Если», № 12 за 2001 г.
  • «Здесь все впервые: первый мятеж компьютера, отрубающего космонавтов от систем жизнеобеспечения; первый психоделический трип в туннеле из звуков и красок; первое слияние пространства и времени, в точке которого астронавт встретит себя нерожденного и себя же, испускающего последний вздох» 

    Михаил Трофименковроссийский кинокритик, журнал «Афиша», 2006 г.
  • «Опыт Кубрика уникален тем, что он смог в одной ленте охватить немалое количество ключевых проблем человеческой цивилизации  от далёкого прошлого до XXI века, которое казалось ещё таким фантастическим за 33 года до его наступления» 

    Сергей Кудрявцевроссийский кинокритик, kinopoisk.ru, 2006 г.
  • «Кубриковская Одиссея  история странствования по Космосу как внешнему, так и внутреннему человека, возвратившегося, как и гомеровский Улисс, достигший родной Итаки, к своим истокам. Странствования не только в пространстве, но и во времени (слово space многозначно), точнее, в единомпространстве-времени, что следует ещё из теории относительности Альберта Эйнштейна» 

    Евгений Нефёдовсайт world-art.ru, 2006 г.
  • «Фильм чрезвычайно мощный, но, к сожалению, пустоватый. Как космос. Бодрость и пустота» 

    Туранчокс, «карлик»сайт «Экранка.ру», 2008 г.
  • «Кубрик, как и любой крупный кинематографист, снимал последние тридцать лет своей карьеры один и тот же фильм Материал его был разным: действие развивалось то в космосе, то на земле неопределенного завтра Однако тема была одна: происхождение зла и его обитание на земле в различных оболочках  от социальных систем до интимных отношений между мужчиной и женщиной» 

    Юрий Арабовроссийский сценарист, 2009 г.
  • «Фильм наводит на мысль о том, что ни один рывок вперед, ни одна победа над природой не обходится без убийства. В футуристическом миреОдиссеи продуктивная умственная деятельность, творческое начало и передовые технологии в значительной степени опираются на частную собственность и мужскую агрессию. Единственный способ выйти из этого цикла  сделать шаг к сверхчеловеку или нечеловеку  но, как говорит нам режиссер, кровожадные инстинкты свойственны и искусственному разуму» 

    Джеймс Нэрморамериканский исследователь творчества Кубрика, 2007 г.
  • «Разумеется, Юпитер  не конечная остановка. Это лишь завершение цикла, усовершенствование колеса, исполнение давних желаний и соблазн новых, только что открывшихся возможностей Новый соблазн и страх перед ним, новое знание и невладение его языком. Нужно заново бить по головам и усовершенствовать колесо, а жизнь коротка и хрупка»

    Игорь Галкинсайт John Silver Personal Video